АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дети, которые в первый
раз приходят в детский садик, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно
испытывают потребность в любви и поддержке.
Наиболее эффективным, а
иногда и единственным методом работы по преодолению адаптации детей раннего
возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в
групповой форме. Игры привлекают малышей своей эмоциональностью,
разнообразием сюжетов и двигательных заданий, помогают ребенку отвлечься от
переживаний, стрессовых состояний, сглаживают негативные эмоции.
Цель адаптационных игр –
способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Игры позволяют решать
такие важные в период адаптации задачи, как:
·
создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
·
снятие эмоционального и мышечного напряжения.
·
снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей.
·
формирование чувства уверенности в окружающем.
·
формирование у детей доверия к воспитателю.
·
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
·
расширение социальных контактов детей.
·
развитие игровых навыков.
·
помощь ребенку в освоении новой среды.
Так как в раннем
возрасте ведущей является предметная деятельность и маленькие дети очень
подвижны, то не обойтись и без сенсорных и моторных игр. Но рассматривая более
подробно группы адаптационных игр, мы увидим, что сенсорные и моторные игры
являются составной частью коммуникативных игр и игр на освоение
окружающей среды.
В своей работе в период адаптации детей мы
активно используем названные группы игр. Каждая из них помогает нам решать
разные задачи адаптационного периода.
1. Общие хороводы
«Раздувайся пузырь», «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют
сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.
2.Игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой,
собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным
зайчиком» помогают снять скованность, нервное напряжение,
приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети
включаются в такие игры.
3.Игры в кругу с обращением к ребеночку «Передай улыбку
(мяч)», «Погладь ладошку», «По дорожке Аня шла» направлены на более тесное
невербальное сближение детей.
Среди коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу: игр – знакомств и игр - обращений. Например, «Назови по имени», «Игра с собачкой», «Кого
сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай мячик».
Цель
адаптационных игр – учить ребенка отзываться, быть внимательным, уважать, любить своих друзей и просто учиться жить первый раз коллективе!
Воспитатели: Глазунова М.М.
Кудымова О.П.
Развитие
речи через
театрализованную
деятельность
Театрализованная
деятельность в детском саду включает разыгрывание сказок, сценок, ролевые
диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни
(смешной случай, интересное событие и т.д.), просмотр кукольных спектаклей и
беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание сказок, стихотворений и
инсценировок
Театрализованные игры
способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В возрасте 4-5 лет дети
осваивают разные виды настольного театра: театр на
стаканчиках, конусный театр, вязаный театр, театр на палочках, театр народной игрушки и плоскостных фигур, бибабо.
Кроме того, именно
разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться
разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь,
напев, мимика, пантомима, движения).
Я в своей работе провожу
игры на жестикуляцию “уходи”, “согласие”, “просьба”, “отказ”, “плач”,
“прощание”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”,
“Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др. Дети с
удовольствием заучивают свои, иногда даже большие роли. За тем работа
идет над отдельными эпизодами с текстом. Проигрываем каждую роль,
показываю детям, какие при этом надо применять жесты и как выражать мимикой характер
и настроение героев. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний незаметно активирую словарь ребенка. Новая роль,
особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко,
понятно изъясняться. У многих детей улучшается диалогическая речь, ее
грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в
свою очередь, тоже пополняется.
После чтения сказок,
стихотворений учу детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Например:
для углубленной работы выбирается сказка «Колобок» с учтём небольшого объема,
доступности понимания, немногочисленности персонажей. Затем собираются все
имеющиеся издания этой сказки с разными иллюстрациями. Рассматриванием
иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер
изображения персонажей, их внешние данные. При повторном рассказе сказки
использую настольный театр, затем прослушиваю с детьми грамзапись или
просматриваем мультфильм. Провожу дидактические игры, ручной труд по сказке. И
в конце провожу игру-драматизацию. В свободное время дети сами выбирают сказку
для драматизации.
Кроме того, именно
разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться
разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь,
напев, мимика, пантомима, движения). В своей работе использую
различные упражнения для развития моторики рук, что также влияет на развитие
речи.
Воспитатели: Филатова В.В.
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП
Мини-музей салфеток
В старшей группе «Теремок» открылся мини-музей
бумажных салфеток.
Мини-музей
занимает немного места и находится на окне. Но внутри его - целое богатство различных салфеток.
Тематика
салфеток самая разная: морские, ягодные, сюжетные, новогодние,
пасхальные, фруктовые, геометрические и др.
Дети с
удовольствием рассматривают салфетки, срисовывают рисунки и просто любуются.
Воспитатель : Теплых Ольга Михайловна
В гостях у бабушек.
13 июня девочки средней группы «Теремок» посетили
дневное отделение пенсионеров и инвалидов при КЦСОН с развлекательно-концертной
программой. Пели вместе песни, играли в аттракционы, танцевали и читали стихи.
Дети и взрослые получили заряд бодрости и хорошего настроения.
Целью данного
мероприятия стало формирование уважительного отношения к пожилым людям. Такие
встречи планируется продолжать и дальше, так как совместно со специалистами
КЦСОН воспитатели группы «Теремок» готовят социальный проект «В гостях у
бабушек», включающий в себя не только встречи, проведение календарных и
сезонных праздников, мастер-классов, но и совместные экскурсии в библиотеку,
музей-заповедник, кинотеатр и др.
Воспитатель : Теплых Ольга Михайловна
Экскурсия к памятнику
погибшим героям – Верхотурцам, в Великой Отечественной Войне
11 мая 2018 года, воспитанники
старшей группы «Светофорчик» структурного подразделения «Золотой Ключик» ходили на экскурсию
к памятнику погибшим воинам-землякам. Дети очень обрадовались,
когда узнали, что идем на экскурсию.
Мы взяли с собой флажки, цветы, построились в колонну и пошли к памятнику.
У памятника мы
беседовали об ужасах войны, о героях войны и о наших земляках, которые погибли
на фронтах защищая нашу Родину.
Дети вспоминали рассказы бабушек и
дедушек, которые воевали или были детьми во время Великой отечественной войны.
После беседы дети
возложили цветы к подножию памятника.
Дети с удовольствием и
гордостью за наших воинов - земляков прочитали стихи.
После этого они с
интересом читали и рассматривали надписи фамилий погибших земляков на войне.
Ребятишкам надолго запомнился наш поход
к памятнику.
Воспитатели: Комарницкая Лариса Леонидовна
Кудымова
Ольга Петровна
Сегодня наша рубрика посвящена
"Идем по дорожке - высоко поднимая ножки"
«Дорожки здоровья» в детском саду - это не только игра для детей, но и массаж ножек.
Детский сад – место, где наши дети проводят продолжительную часть своего времени. А как известно, маленькие дети – самые непоседливые и неусидчивые дети на свете и самые хорошие результаты приносит обучение детей именно через игру. С одной стороны – увлекательно для ребёнка, а с другой стороны – с пользой для его здоровья. Одним из таких изобретений является «дорожка здоровья» в детском саду, которая одновременно несет функции и развлечения и массажа для ног ребенка. Для чего детям нужны массажные дорожки и коврики?
Благодаря использованию разных по качеству материалов (пуговицы, губки, шнуры, наполнители, крыжки, пробки от бутылочек и др.) ходьба по массажному коврику помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия. Оказывается, что поверхность наших стоп поделена на рефлексогенные зоны. Они при помощи нервных импульсов связаны с определёнными внутренними органами. Во время занятий на массажном коврике ребёнок постоянно наступает на неровную поверхность, за счёт чего нормализуется кровообращение в голеностопной части. Каждое соприкосновение ноги с массажным ковриком активизирует нервные окончания на стопе, которые посылают сигналы к внутренним органам. В результате очень быстро проявляется лечебный эффект, улучшается самочувствие, происходит прилив сил,поднимается настроение.
Создание массажной дорожки не требует никаких знаний швейного дела. Любая мама и бабушка может сотворить такую развивающую игрушку для всей семьи совершенно самостоятельно. Наши родители средней группы "Светофорчик" с удовольствием приняли участие в изготовлении "дорожек здоровья" и придела фантазии не было! Наши ребята уже второй год с большой радостью бегают ножками по коврикам здоровья.
Важно, что при пользовании массажным ковриком нервные импульсы также оказывают стимулирующее действие на серое вещество головного мозга. А это, в свою очередь, способствует ускоренному умственному развитию ребёнка..Развивающую массажную дорожку можно сделать своими руками, много времени это не займет, а сам процесс творческий и интересный.
Для изготовления этого чуда нам понадобится основа (плотная ткань, одело, покрывало, старый плед, дорожка из остатков ткани) и массажные элементы (камни, шишки, каштаны, жёлуди, фасоль, горох, карандаши, пробки, хозяйственные губки, пуговицы, в общем, всё, что можно пришить к основе). Можно сшить кармашки и положить туда массажные элементы, ещё проще взять старые носочки и наполнить их чем-то из списка выше. А можно пришить массирующие детали поверх основы.
И, конечно, такие массажные коврики всегда выглядят довольно радостно и привлекательно для детей. Ребята своими ручками, ножками ощупывают каждый предмет,каждую деталь на коврике. Эти яркие, красочные расцветки тканей и непременно специальный детский дизайн, придуманный нашими мамами и бабушками - по форме изделия напоминают очертания животных, бабочек, цветов, фруктов, солнышка или ещё какие-нибудь любимые детьми образы.
воспитатель
.
Сентябрь
– время диагностики
В сентябре месяце 2017 года специалисты детского сада:
логопед Кудымова Наталья Александровна и педагог-психолог Теплых Ольга
Михайловна провели предварительную диагностику готовности к школьному обучению
детей 5-7 лет. Изучались следующие стороны психики ребенка: общая
осведомленность, мотивация к школе, словарный запас, фонематический слух,
психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и графические
навыки. По результатам диагностики на индивидуальных консультациях родители
получили рекомендации по дальнейшим занятиям с ребенком дома. Сформированы
подгруппы детей по выявленным аналогичным проблемам, которые будут заниматься
со специалистами.
Теплых О.М.,педагог-психолог
Кинезиологические упражнения
"Любая мысль заканчивается движением.."
И.П.Павлов
Хорошая
речь наших детей – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь,
тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и
взрослыми.
Речевые способности ребеночка зависят не только
от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Проекция кисти руки в
головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Одним из нескольких методов, который оказывает
благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной
координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности, является Кинезиология.
Что же такое Кинезиология? Это наука о развитии умственных способностей
и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологическая
гимнастика направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым
полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Для каждого ребенка не приобретешь дорогой
тренажер, не отдашь в спортивную секцию, но научить интересным упражнениям
можно. Это ведь так просто и в то же время «интересно», не имея в руках почти ничего - учить основным приемам внимания, памяи, мышления. Да еще и
мотивировать детей тем, что эти упражнения выполняют даже космонавты при
подготовке к полетам. Упражнения кинезиологии
помогают и взрослым и детям, очень
просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки.
В нашем
детском саду многие воспитатели в своей работе
используют кинезиологические упражнения :«Кольцо»,«Кошка»,«Ухо-нос»,
«Лезгинка», "Кулак - ребро – ладонь» и т.д.; кинезиологические сказки, потешки (смотрите презентацию на сайте в рубрике «Проекты»). Воспитатели сделали вывод, что Кинезиология всесторонне благоприятно влияет на здоровье детей,
вызывает у них положительные эмоции, поднимает
настроение, не применяя больших усилий. Все простое всегда привлекает больше
внимания и восторг у детей.
Комарницкая Лариса Леонидовна,
воспитатель
Рекомендации Логопеда
Как ребёнок усваивает речь?
Ещё совсем недавно Ваш
малыш лепетал что-то на своём, детском, языке, а сегодня он уже рассказать об
увиденном и услышанном в детском саду. Волшебное превращение, не правда ли? На
самом деле в развитии речи всех без исключения детей на планете есть
определённые правила, по которым они умудряются освоить речь за такое короткое
время. Закономерности усвоения
языка:
1. Ребёнок усваивает язык активно. Компоненты языка усваиваются
ребёнком постепенно в ходе речевого общения на основе предметных действий и
деятельности. Если ребёнок лишён человеческого общения, предоставлен сам себе
или технике, речь будет развита чрезвычайно плохо! Для нормального развития ей
необходима постоянная стимуляция: разговоры со взрослыми, игры со сверстниками,
разнообразная деятельность малыша.
2. Ребёнок
усваивает язык в значительной мере самостоятельно, отсюда такое явление, как словотворчество. Не стоит беспокоиться,
если ребёнок в возрасте от 2 до 5 лет придумывает несуществующие слова,
например «намакаронился», т.е. объелся макарон, или «ползук» от слов ползает и жук. Так малыш
упражняется в словообразовании и словоизменении, что необходимо для развития
речи. Подробнее о словотворчестве Вы можете прочитать в книге К.И. Чуковского
«От 2 до 5».
3. Явление генерализации. Ребёнок распространяет одни правила
на все случаи использования единиц языка. Это приводит к появлению таких
забавных словоформ, как человеки вместо люди, много стулов вместо стульев,
коровёнок вместо телёнок и т.д. Задача взрослого и специалистов – научить
малыша всем исключениям из правил, которыми так богат русский язык.
4. Письменная речь усваивается гораздо позже, строится на базе устной речи и требует
специального обучения. Не стоит торопиться с обучением ребёнка письму и чтению,
так как несформированность устной речи может сыграть в будущем злую шутку,
приведя к нарушениям письма и чтения: дисграфии и дислексии.
Кудымова Наталья
Александровна,
педагог-логопед
"Безопасность детей в детском саду"
Обеспечение безопасности в нашем детском саду осуществляется согласно
нормативно-правовым документам по следующим направлениям:
- обеспечение безопасных
условий труда работников детского сада.
- обеспечение
охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в
быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма).
- предупреждение и
ликвидация чрезвычайных ситуаций, антитеррористическая безопасность, выполнение
санитарного законодательства.
В детском саду для обеспечения антитеррористической и пожарной
безопасности всех участников образовательного процесса имеется
автоматическая пожарная сигнализация, система видеонаблюдения, имеются запасные эвакуационные выходы, первичные
средства пожаротушения, разработаны поэтажные схемы эвакуации сотрудников
и воспитанников детского сада в случае ЧС. Здание и прилегающая территория
освещены, вся территория детских садов ограждена забором.
Согласно годового плана, 2 раза в год, проводятся
тренировочные занятия по эвакуации детей и персонала детского сада на случай
угрозы террористического акта, пожара и ЧС. Тренировки проводятся для отработки
устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных
ситуаций.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию
условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Деятельность по
сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом
индивидуальных особенностей детей, путём оптимизации режима дня (все виды
режима разработаны на основе требований СанПиН), путем осуществления
профилактических мероприятий, контроля за физическим и психическим состоянием
детей, проведений закаливающих процедур, обеспечения условий для успешной
адаптации ребёнка к детскому саду, формирование у детей и родителей мотивации к
здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии
с индивидуальными особенностями ребенка.
Особое место уделяется повышению двигательной
активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются
оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: третий
час физкультуры (на улице). В свободном доступе для детей находятся
физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом
количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются
здоровьесберегающие технологии, такие как: коррегирующие гимнастики, дорожки Здоровья для босохождения, дыхательные гимнастики, массажные шарики Су-Джок, спортивные игры и
соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора
по физической культуре, музыкльных руководителей, воспитателей, педагога-психолога, логопеда позволяет добиваться хороших результатов
по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует
устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение их двигательной
активности.